Если не знаете, куда пойти и Лиссабоне в дождливую погоду, то вам сюда. Оптимально совместить с посещением Дворца Фронтейра, как это сделали мы, так как оба эти объекта находятся не в самом центре города. Коллеция музея огромна: от памятников античного искусства, персидских ковров, древних манускриптов, монет до средневековой живописи, работ импрессионистов. Чтобы понять, как предприниматель Галуст Гюльбенкян мог собрать столько шедевров, ниже ознакомлю вас с его биографией. Две страсти испытывал в течение всей жизни выходец из богатой семьи константинопольских армян Галуст Гюльбенкян: влечение к нефти как к источнику богатства и тягу к шедеврам искусства. Он преуспел на обоих поприщах: взял под контроль ближневосточную нефть и собрал ценнейшую в мире коллекцию.
Род Гюльбенкянов из Тифлиса, отличавшийся своей деловой хваткой, разбогател на торговле. Они считаются потомками древней армянской аристократической династии Рштуни. До середины 19-го века эта семья жила в городе Таласе, а затем переселилась в Константинополь. Отец будущего мецената владел несколькими нефтяными полями недалеко от Баку и занимался поставками топлива в Турцию.
Галуст Гюльбенкян родился в 1869 году в Константинополе, который в те времена был столицей Османской империи. Начальное образование он получил в местной армянской школе. Затем обучение продолжилось в двух самых престижных частных заведениях Турции: французском лицее Сен-Жозеф и американском Роберт-колледже. В возрасте 15 лет Гюльбенкян отправился в Европу для совершенствования иностранных языков.
После окончания школы отец послал его в Королевский колледж Лондона для подготовки к работе в семейном деле. Окончив с отличием Королевский колледж Лондонского университета и получив диплом инженера-нефтяника, 22-летний Гюльбенкян опубликовал серьезное исследование по истории разработок и эксплуатации нефтяных ресурсов на Среднем Востоке. На одном из немногочисленных сохранившихся старых фото Галуст Гюльбенкян запечатлён в традиционном одеянии выпускника Королевского колледжа. Через год он приехал в Баку, для того чтобы найти применение своим знаниям в местной нефтедобывающей промышленности и обрести практический опыт.
Однако данный проект не удалось реализовать в тот момент из-за трагического поворота истории. В Османской империи начались события, известные как Хамидийская резня. На территории государства начались массовые убийства армян. По разным оценкам, количество погибших составило от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек. Турецкие правительство и армия неофициально одобряли кровопролитие и оказывали поддержку убийцам армян. Семья Галуста Гюльбенкяна вынуждена была покинуть территорию Османской империи из соображений безопасности.
Они нашли убежище в Египте. В Каире Галуст встретил известного российского нефтяного магната Александра Манташева, который познакомил его с рядом влиятельных людей, включая английского политика лорда Эвелина Бэринга. Вскоре Гюльбенкян перебрался в Великобританию и в 1902 году стал гражданином этой страны.
Он продолжал заниматься нефтяным бизнесом- на 30 тысяч фунтов стерлингов, полученных от отца в качестве начального капитала. Тогда же он женился на Нвард Есаян, и в 1896 году у него родился первенец – Нубар Саркис, а еще через четыре года – дочь Рита Сирвард.
В 1898 году Галуст Гюльбенкян был назначен экономическим советником османских посольств в Париже и Лондоне. Эта должность, наряду с британским гражданством, обеспечила ему мощные политические позиции как в Европе, так и на Ближнем и Среднем Востоке, особенно в Османской империи.
Страны Запада еще не обратили внимания на нефтяные богатства Среднего Востока, а Галуст Гюльбенкян уже осознал перспективы их широкомасштабной разработки. Гюльбенкян — истинный гражданин мира. Получив британское подданство, он расположился в Париже, говорил на шести языках, считался гением аналитики и специалистом по налаживанию связей между Востоком и Западом.
Самым его удачным предприятием было создание в 1912-1914 годах компании «Ирак Петролеум», в которую вошли Франция, Англия, США и Персия и от дивидендов которой сам Гюльбенкян имел 5% прибыли, за что и получил прозвище, приставшее к нему навсегда: «Мистер пять процентов».
По словам одного из современников Гюльбенкяна, энергичный, образованный Гюльбенкян в бизнесе был очень жёсток. Его главным оружием была информация — Гюльбенкян, располагавший обширными связями по всему миру, мог себе позволить воздействовать на ход деловой жизни — утечка иных сведений могла дорого стоить и правительствам многих стран, и влиятельным персонам. Он был гением налаживания связей. Его умение заключать самые выгодные контракты поражало всех. Знание людей и умение входить в доверие и было тем бизнесом, который сделал его одним из богатейших людей своего времени.
В Период Первой мировой войны несмотря на вынужденное бегство из Османской империи, Гюльбенкян продолжал сотрудничать с правительством этой страны в качестве экономического и финансового советника. Он принял активное участие в создании нефтедобывающей компании, нацеленной на разработку месторождений углеводородов в Месопотамии. Позднее бизнесмен даже занял пост директора Национального банка Турции.
Биография Галуста Гюльбенкяна изобилует эпизодами, в которых глобальные исторические события препятствовали осуществлению его грандиозных замыслов. В очередной раз планы бизнесмена по развитию нефтяной индустрии на территории Сирии и Ирака были нарушены Первой мировой войной. Расстановка сил на мировой арене резко изменилась. Британское правительство отдало предпочтение Англо-персидской нефтяной компании (современная «Бритиш Петролеум»). Однако результаты войны оказались благоприятны для Гюльбенкяна. Потерпевшая поражение Германия перестала участвовать в борьбе за глобальные резервы чёрного золота. Османская империя прекратила своё существование. Месопотамия превратилась в подмандатную территорию Франции и Великобритании. В конечном итоге армянский промышленник получил свои традиционные пять процентов акций компании «Ирак Петролеум Ко Лтд».
Вторая мировая война застала Гюльбенкяна в Париже. Над ним нависла реальная опасность. Тонкое чувство опасности и предусмотрительность никогда не подводили знаменитого коммерсанта. Незадолго до начала Второй мировой войны он передал все свои активы, связанные с нефтедобывающей промышленностью, под управление компании, зарегистрированной в Латинской Америке.
Гюльбенкян остался в оккупированной Третьим Рейхом Франции, поскольку, будучи экономическим советником иранского посольства, сумел получить дипломатический иммунитет. Сотрудничество обладающего британским гражданством бизнесмена с прогерманским марионеточным правительством Виши привело к неприятным последствиям. В Соединённом Королевстве он был официально объявлен врагом, а его финансовые активы на территории страны заблокированы. В 1942 году Гюльбенкян при помощи португальских властей покинул Францию и поселился в Лиссабоне, первоначально намереваясь отдохнуть там неделю-другую.
Но сложилось так, что он провел в Португалии остаток своей жизни – 13 лет – и скончался 20 июля 1955 года на восемьдесят шестом году жизни. Местом его упокоения стала церковь Святого Саркиса в Лондоне.
Страсть к коллекционированию произведений искусства завладела Гюльбенкяном с юности. Возможно, это увлечение, прошедшее через всю жизнь магната, было следствием его происхождения — армянин, родившийся на перекрестке цивилизаций, в Константинополе, через который прошли и римляне, и греки, и османы, понимал толк в древностях. Подобно большинству чрезвычайно богатых людей, Гюльбенкян находил в коллекционировании произведений искусства отдых от напряжения делового мира.
В течение своей жизни он собрал эклектичную, но уникальную коллекцию, сложившуюся под влиянием его путешествий и собственного вкуса. Он постоянно был вовлечен в долгие и сложные переговоры с ведущими экспертами и дилерами, выискивал, покупал.
К концу жизни коллекция Гюльбенкяна насчитывала более 6000 предметов со всех континентов, датированных от античности до начала двадцатого века (включая экспонаты из Древнего Египта, Древней Греции, Вавилонии, Армении, Персии, образцы исламского искусства, искусства Европы и Японии). Его притяжение к приобретениям было настолько велико, что он даже называл их своими «детьми».
Так, «семьей» Гюльбенкяна стали картины Чимы де Конельяно, Рубенса, Ван Дейка, Франса Хальса, Рембрандта, Гварди, Гейнсборо, Ромни, Ренуара, Мане, Дега и Моне. Любимой скульптурой магната был мраморный оригинал «Дианы» Гудона, которую Гюльбенкян купил из собрания Эрмитажа в 1930 году (на фото слева).
Рембрандт. «Портрет старика» — слева Питер Пауль Рубенс. «Портрет Елены Фоурмен» справка
Уильям Тёрнер. «Катастрофа „Минотавра“»
Взаимоотношения «мистера пять процентов» и большевиков — это отдельная, полная тайн страница его жизни. Гюльбенкян был первым приобретателем, допущенным в эрмитажные кладовые, когда советское правительство решило заработать золото на распродаже культурного наследия. Интерес советского руководства в переговорах с Гюльбенкяном состоял не только в возможности получить валюту за продаваемые шедевры, но и в деловых связях и влиянии главы крупнейшей нефтяной компании — от Гюльбенкяна требовалось экономическое содействие СССР на мировом рынке.
«Деловая начинка» была уже в первых переговорах с Гюльбенкяном, которые вел в Париже торгпред Советов Пятаков, был поставлен вопрос об экономической помощи Гюльбенкяна СССР. Речь шла о посредничестве Гюльбенкяна в создании международного объединения банков, которые согласились бы финансировать развитие советской тяжелой промышленности. За помощь в бизнесе Гюльбенкян ожидал большей сговорчивости советского руководства в антикварном вопросе.
Михаил Пиотровский в книге «Проданные сокровища Эрмитажа» вспоминал, что Гюльбенкян предложил музею купить на 10 миллионов рублей картин и представил список из 18 лучших картин Эрмитажа, стоящих, по самому скромному расчету, не менее 25-30 млн рублей. Открытая продажа некоторых из них, как «Мадонна Альба» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне и «Блудного сына» Рембрандта, несомненно, вызвала бы в некоторых странах национальную подписку для их приобретения и покрыла бы сумму. Но конфиденциальность продаж музейных ценностей для советских властей поначалу была не менее важна, чем деньги. Перечисленные шедевры Гюльбенкяну заполучить не удалось, но он приобрел не менее выдающиеся произведения, а главное, сумел стать первым, кому удалось выбирать вещи непосредственно из эрмитажного собрания.
Еще до революции, в начале своей карьеры, Гюльбенкян имел дела с Россией благодаря своим родственникам – бакинским армянам Манташевым, контролировавшим нефтяные промыслы Баку. Во второй раз его интересы пересеклись с российскими в 1928 году, когда он принимал активное участие в разработке богатейших месторождений ближневосточной нефти. В Париже Гюльбенкян познакомился с советским торгпредом Георгием Леонидовичем Пятаковым. Во Франции Пятаков налаживал связи с финансовыми и коммерческими кругами Запада, и Гюльбенкян вызвался помочь Советской России, у которой были довольно большие проблемы с торговлей нефтью. Как президент Иракской нефтяной компании он склонил компанию «Шелл» торговать советской нефтью, цены на которую, как и все шедшее из СССР сырье, были демпинговыми. Удачно проведенная операция принесла бизнесмену доверие советских властей. Посреднические услуги Гюльбенкяна были оплачены эрмитажными шедеврами.
В течение двух лет, с 1928 по 1930 год, Галуст Гюльбенкян провел четыре сложнейших раунда переговоров с советским правительством… «Я чрезвычайно заинтересован в заключении аналогичных сделок и в будущем, поскольку убежден, что цены, которые плачу я, – самые высокие из тех, которые могут реально предлагаться, – писал он своим адресатам в Москве. – Я готов приобрести гораздо более ценные работы, но этому препятствуют ваши сотрудники, не желающие предоставить их на суд независимых экспертов, что было бы наиболее целесообразно и логично»… Лишь в январе 1930 года Гюльбенкян получил в собственность коллекцию императорского серебра – 24 предмета, изготовленных крупнейшими французскими мастерами XVIII века по заказам русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, и полотно Рубенса, уплатив за них сто пятьдесят пять тысяч фунтов стерлингов.
Каждый новый контракт делал его коллекцию все более ценной. Магнат провел четыре раунда переговоров, в итоге чего у него оказались и мраморная «Диана» Жана Гудона, и пять живописных полотен – «Портрет Титуса» и «Афина Паллада» Рембрандта, «Урок музыки» Герарда Терборха, «Меццетен» изысканного живописца рококо Антуана Ватто и «Хорошенькие купальщицы» мастера галантных сцен Никола Ланкре. Осенью 1930 года ему удалось совершить четвертую, на этот раз уже последнюю свою покупку – «Портрет старика» Рембрандта, обошедшийся ему в тридцать тысяч фунтов стерлингов. Эта сделка была еще одним подтверждением феноменальных торговых способностей Гюльбенкяна: конкуренты покупали вещи из Эрмитажа, платя в десятки раз больше. Историки пишут, что, вывозя из России сокровища, нефтяной магнат утешал советских продавцов: «Вы счастливы, что избавлены от этой страсти – коллекционирования; она ведь подобна болезни».
Гюльбенкян хотел видеть свою коллекцию объединенной под одной крышей, где люди могли бы оценить то, что один человек смог собрать на протяжении своей жизни. А спустя четырнадцать лет после смерти прославленного коллекционера его желание исполнилось – было построено здание Музея Галуста Гюльбенкяна. До сих пор действует и Фонд Галуста Гюльбенкяна, поддерживающий научные, культурные, образовательные, художественные и гуманитарные начинания по всему миру.
Франческо Гварди. «Праздник Вознесения на площади святого Марка»
Вообще, вся венецианская серия хороша
Паскаль Адольф Жан Даньян-Бувре «Бретонцы в скорби» 1887 год.
Хороша коллекция!
Если вы любите музеи — на сайте есть специальная рубрика — музеи мира
Оглавление поездки в Португалию на Новый Год 2016
Рассказ о поездке в Португалию- континентальная часть в айфонофото
Путешествие на Азоры- план в айфонофото
Отель в Португалии Португалия: BB Casa dos Vargos
День 1
Португалия: живописный Назаре
Обидуш
День 2
Томар — Замок тамплиеров
Томар акведук
Португалия замок Оурем
Монастырь Баталья
Монастырь Алкобаса
Калдаш-да-Раинья посуда
День 3
Дворец Пена
Синтра Кинта да Регалейра
Мыс Рока
День 4-5- Лиссабон
Азоры день 1
Азоры: Сети-Сидадиш!
Азоры: Моштейруш (Mosteiros)
Азоры — дорога от Сети-Сидадиш до Моштейруш
Азоры день 2
Азоры замок Каштелу-Бранку
Вила-Франка-ду-Кампу
Азоры день 3
Азоры Сан-Мигел Пику да Барроза
Лагоа-ду-Фогу
Рибейра-Гранди -смотровая площадка
Водопад Ribeira das Coelhas
Парк Ribeira dos Caldeiroes
Азоры.Маяк Farol Ponta do Arnel.
Азоры: смотровые площадки восточного побережья.
Азоры день 4
Фурнаш
Водопад Salto do Prego
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре.