Ватиканские музеи — сокровищница произведений искусства. Конечно, за один день можно только очень бегло осмотреть лишь малую часть музейных экспонатов, но если вы будете в Риме, обязательно загляните сюда. Сикстинская Капелла и Станцы Рафаэля- это те комнаты, где моё сердце билось учащённо, а по телу бежали мурашки, время просто остановилось, толпа вокруг исчезла, хотелось стоять и любоваться этими шедеврами как можно дольше. Микеланджело и Рафаэль были Гениями с большой буквы, и с этим, я думаю, никто не поспорит.
Но в музеях и кроме этих галерей есть много всяких интересностей, и в этом посте я постаралась сделать небольшой обзор того, что мы успели увидеть в Ватикане.
Так как ЖЖ ругается, что мой пост получился слишком длинным, то я разобью свой рассказ на две части. В этом посте немного истории Ватикана и рассказ о музеях с коллекциями древнего греческого и римского искусства.
В Ватиканском государстве нет ни подоходного налога, ни таможенной пошлины, ни валютного контроля. Никто не знает, насколько богат Ватикан. Это единственное государство в мире, которое никогда не обнародует свой годовой бюджет, и те, кто занимается его финансами, не подотчетны никому, кроме папы. Однако не секрет: чтобы компенсировать папству потерю его власти, Итальянское государство по подписании Латеранских со¬глашений в 1929 году передало Ватикану семьсот пятьдесят миллионов лир наличными и миллиард лир в пятипроцентных облигациях. Таким образом, Ватикан, должно быть, гораздо состоятельнее большинства государств современного мира.
Среди главных источников дохода Ватикана — «пенс в пользу святого Петра», взнос на содержание гробницы святого Петра, этот налог платят римские католические общины во всем мире. Еще один источник дохода Ватикана — это его красивые марки. Редкий приезжий удержится от искушения послать домой открытку с маркой Ватикана, опустив ее в один из синих почтовых ящиков, и мне говорили, что средний доход от продажи марок — около 15 ООО евро в год. Мы вот тоже не удержались и отправили себе открытку:)
Папа — последний в мире абсолютный монарх. Он сам себе казначей и не подотчетен никому. Как владелец всего имущества, он мог бы, если бы захотел, растратить или раздарить все свои миллионы и разорить Святой Престол.
В Ватиканском государстве около тысячи граждан, среди которых довольно много женщин: жен и дочерей чиновников-мирян, а также немецких монахинь, которые готовят пищу для папы и занимаются хозяйством. Большинство граждан не являются людьми духовного звания. Есть швей-царская гвардия, папская жандармерия, пожарная команда, садовники и множество других жителей Ватикана.
Номера авто в Ватикане
Таким образом земли Папской области, которые были разбросаны по карте Италии до 1870 года, кристаллизовались в привлекательную небольшую модель государства, где нет налогообложения, нет бедности, нет преступности и нет торговли, ибо гражданам Ватикана воспрещается за¬ниматься приносящими доход операциями. По¬следний виноградник в Ватикане был выкорчеван несколько лет назад, когда обнаружилось, что предприимчивый виноградарь производил напиток, без сомнения, такой же кислый, как тот, что описывает Марциал, и называл его «Папское вино».
Главные ворота Ватикана — это ворота Святой Анны на Виа ди Порта Анжелика. Здесь всегда на страже швейцарская гвардия, чтобы узнать, по какому вы прибыли делу.
Сейчас считается, что Рафаэль, а не Микеланджело нарисовал эскизы этой формы с разрезами, хотя ни тот ни другой не изобретали ее. Мода на разрезы и одежду «пузырями» распространилась по всей Европе, когда швейцарцы разбили герцога Бургундского в 1476 году. После сражения ландскнехты изорвали на лоскутья шелковые палатки и латали свои изодранные камзолы и чулки. Они возвращались домой с одной ногой желтой, другой — зеленой, полмундира было белым, полмундира голубым. Сначала люди смеялись над этими лохмотьями, а потом такой стиль начал распространяться среди аристо¬кратии, пока любой предмет туалета не стали разрезать, чтобы в прорезях красовалась полоска яркого и насыщенного цвета. Возможно, Юлий II попросил Микеланджело или Рафаэля смоделировать знаменитую красно-желто-голубую форму как раз для того, чтобы сделать швейцарских наемников менее разноцветными.
Швейцарской гвардии только один раз представился случай умереть за папу: во время разграбления Рима Бурбоном в 1527 году, когда все, кроме двенадцати человек, полегли на площади, у собора Святого Петра, храбро защищая Ватикан от явно превосходящего в численности противника.
Полная численность швейцарской гвардии — сто двадцать человек. Рекруты должны были быть неженатыми, от восемнадцати до двадцати пяти лет, ростом по крайней мере пяти футов одиннадцати дюймов и, разумеется, католиками. До поступления в гвардию рекрут должен был пройти хотя бы предварительное обучение в швейцарской армии. Полковник, подполковник, майор, капитан и два лейтенанта гвардии — все они должны были быть офицерами швейцарской армии.
Швейцарцы получают пенсию после десятилетней службы, и она выплачивается в швейцарских франках. Большое значение придается муштре, и первое, чему новобранец обязан научиться, это правильно держать восьмифутовую алебарду и, приветствуя папу, грациозно опускаться на правое колено, держа алебарду в правой руке строго перпендикулярно полу. Мало кто из гвардейцев учит итальянский, они обычно живут своей собственной маленькой колонией. Когда гвардейцы не на службе, они надевают простую одежду и бродят по Риму, неотличимые от туристов.
Главный почтамт занимается личной почтой папы и доставляет его секретарю около тысячи писем ежедневно, многие из них — от сумасшедших и чудаков. Уже будучи очень стар, Бенедикт XV получил послание от одной дамы, которая утверждала, что ей был знак, что Антихрист уже пришел в этот мир и обнаружит себя через несколько лет. Говорят, папа с улыбкой передал это письмо своему секретарю и сказал: «Слава Богу, этим будет заниматься уже мой преемник!»
Неподалеку находится редакция «Оссерваторе Романо- Ватиканской вечерней газеты, а рядом — типография «Полиглот», где могут набрать и напечатать книгу на коптском, сирийском, иврите, и еще дюжине экзотических языков. Через дорогу — арсенал швейцарской гвардии, где хранятся стальные шлемы, алебарды, огромные двуручные мечи, которые гвардейцы берут на торжественные процессии; и все это надлежащим образом рассортировано и отполировано.
Напротив мощной стены Музея, находится ватиканская пожарная команда, известная под любопытным названием vigiles — так называлась римская полиция, реорганизованная Августом и размещенная им во всех округах и районах города. У папских vigili есть дежурное помещение с телефонной связью со всеми уголками Ватикана. Противопожарное оборудование, не говоря уже о насосах (зимние наводнения иногда представляют серьезную опасность на Ватиканском холме), не могло бы быть эффективнее. Каждый день после закрытия Ватиканского музея vigili патрулируют бесконечные галереи, заглядывая в каждый угол
Ошалевшие толпы туристов всех национальностей с необыкновенной выносливостью ходят по Ватиканским музеям . Они торопливо осматривают все, что вряд ли можно осмотреть и за целую жизнь. Однако это удивительный опыт — пройти по бесконечным коридорам, и, пусть поверхностно, ознакомиться с великой сокровищницей пап эпохи Возрождения. Туристы переходят из египетских залов в этрусские, из греческих в римские, восхищаясь богатством древнего мира.
Каждый новый папа пополнял коллекцию, папа-пуританин был редким явлением, как, например, суровый Адриан VI. Его так шокировал языческий дух ренессансного искусства, что он пригрозил побелить Сикстинскую капеллу, а «Лаокоона» выбросить в Тибр.
Чем можно объяснить такое обилие гениев именно в эпоху Возрождения и почему все великие живописцы, один за другим, служили папам? В отличие от нашего века, века узкой специализации, тогда в книгах на полках одной комнаты содержалась вся мудрость мира; и прав был Пий II, говоря о Николае IV: то, чего не знает ученый, находится за пределами человеческого знания. Разносторонность великих художников была потрясающей: Леонардо да Винчи и его научные эксперименты; Микеланджело, обращавшийся то к скульптуре, то к живописи, то к архитектуре; Рафаэль, который давал советы по поводу коптящих труб герцогу Феррары и писал мертвого слона по просьбе Льва X, со-вершенно не думая, будто его искусство унизили.
Мы начали наш осмотр с музея Кьярамонти, который посвящен античной скульптуре.
Музей состоит из трех частей: основная часть музея Кьярамонти (Коридор), Braccio Nuovo и Galleria Lapidaria.
Braccio Nuo — В этом зале собраны классические произведения греческого и римского искусства, разделенные тематически на две части: греческая мифология и римская история.
Наиболее значительные произведения:
Август из Прима Порта (слева) , Силен и Дионис (справа)
Статуя Нила с 16 «детьми» — притоками, крокодилами и сфинксами (римская копия скульптуры I в.) как олицетворение речного божества
В Galleria Lapidaria находится одно из крупнейших в мире собраний греческих и римских (более 3 тысяч фрагментов) надписей христианского и языческого содержания. Коллекцию основал папа Бенедикт IV, позднее она была расширена, в том числе папой Пием VII.
Коридор — большая арочная галерея, разделённая на 60 секций. По обеим её сторонам тянется бесконечный ряд статуй, бюстов, саркофагов, рельефов — всего около 800 экспонатов, относящихся к римской эпохе.
На этом осмотр музея Кьярамонти окончен. Перейдём к музею Пия-Климента —где также хранятся известные греческие и римские произведения искусства
При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue: в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI, перестроил его в октагональный (итал. Cortile Ottagono). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:
Мраморная группа «Лаокоон и сыновья» (слева) : (начало I века н. э.) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине. 14 января 1506 г. фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело, который заменил отсутствующую правую руку.
Персей (справа): работа Антонио Канова (1800—1801 года). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII, чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона. Персей изображен в шлеме Аида, с мечом Гефеста, в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке.
Статуя Гермеса (слева) : римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии.
Аполлон Бельведерский (справа): одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года. Мраморная римская копия 130 — 140 годов н.э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара.
В Зале животных находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра. Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони , часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.
Галерея статуй изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII, украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо, во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков)
Статуя «Спящей Ариадны» (слева)
Зал греческого креста
Оформлен в египетском стиле. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик и статуй II — III в., а также порфировые саркофаги. На саркофаге Константина ( на фото слева) изображены римские всадники, торжествующие над варварами. Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина.
Григорианский Египетский музей
Зал Ротонда построен Микеланджело Симонетти в 1780 — 1782 гг. в соответствии с идеалами классицизма XVIII в. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев.
Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи (в Умбрии), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.
Портрет императора Адриана в виде Дионисия (слева) и статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (справа) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности
В следующей части я расскажу о Сикстинской Капелле, Станицах Рафаэля, Пинакотеке и других музеях.
При написании отчёта использована информация в том числе из книги Мортона «Прогулки по Риму».
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
Венеция |
Верона |
Гарда |
Пиза |
Лукка |
Флоренция |
Рим |
Ватикан |
ЛаСпеция |
Оглавление двухнедельной поездки в Италию в марте 1010
Мега отчет c маршрутом нашего самостоятельного двухнедельного путешествия в Италию в марте 2010!
Италия:Планирование и первые впечатления
Италия: отзывы об отелях:Венеция, Рим, Верона, Флоренция, Ла Спезья
Италия: где поесть в Венеции и Риме
Венеция: картинки-ассоциации
Венеция,воспетая поэтами и писателями
День первый
секретный тур по Дворцу Дожей,
Венеция: прогулка по Кастелло, Гранд Канал от Сант Марка до Риалто
День второй
Венеция, достопримечательности: острова Мурано и Бурано
Венеция, достопримечательности: остров Торчелло
Прогулка
Прогулка по ночной Венеции
День третий
Венеция,достопримечательности: Собор Святого Марка
Венеция, достопримечательности,остров Сан Джорджо Маджоре, собор и Кампанилла
Достопримечательности Венеции: прогулка по Гранд Каналу
Венеция: прогулка
День четвёртый
Венеция: подъём на Кампанилу собора Святого Марка
Черно-белая Венеция
День пятый
Рим:фонтан Треви, галерея Боргезе
Достопримечательности Рима: Колизей
День шестой
Рим, достопримечательности: Сады Ватикана
Рим, достопримечательности: Собор Святого Петра
Достопримечательности Ватикана:музей Кьярамонти, Пия-Климента
Достопримечательности Ватикана:Сикстинская Капелла, Станцы Рафаэля, Пинакотека, Галерея Географических Карт
День седьмой
Достопримечательности Рима: Замок Святого Ангела
Рим:Площадь Микеланджело и музей Капитолия
День восьмой
Италия: Рим, прогулка
Ночной Рим
День девятый
Рим: холм Яникул, ботанический сад
Италия: Рим, Трастевере
День десятый
Флоренция. Прогулка, часть 1
Флоренция. Прогулка, часть 2
День одиннадцатый
Пиза – город Мрамор.
Прогулки по Пизе: Пизанский Собор и Башня
Лукка -интересный город Тосканы
День двенадцатый
Ла Специя:La Spezia, город, с которого началось наше знакомство с Лигурией.
Неизведанная Италия:Виллафранка-ин-Луниджана , Понтремоли
Италия: продолжение триллера про горный перевал
День тринадцатый
Верона: Дуомо, церковь Анастасии, река Адидже
Верона:вид на город с башни Ламберти
Верона:прогулка, часть 2
Прогулки по Вероне: Дом Джульетты, церковь San Fermo Maggiore, Арена
Верона: Мост Скалигеров, замок Кастельвеккьо
День четырнадцатый
Италия: живописное Озеро Гарда в марте, часть 1
Италия: живописное Озеро Гарда в марте, часть 2
Путешествие свиней по Италии
______________________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.