Вы знаете, есть особая прелесть в тщательном изучении маршрута по гугл-мепс, продумыванию во сколько где и как лучше встречать закат и рассвет (а потом все планы рушатся, так как солнца нет), но иногда лучше ничего не читать заранее в инете и в путеводителе, не смотреть фотографии. Как-то собор Святого Марка выпал у меня из поля зрения при планировании, и когда я его увидела первый раз, то просто ахнула от удивления — настолько он меня потряс. Я просто не могла оторвать от него взгляд — он притягивал к себе внимание как магнит.
В 1851 году Рёскин писал: «Вы можете ходить перед воротами собора Святого Марка от рассвета до заката и не увидите, чтобы хоть кто-то из прохожих поднял на него глаза. Ни одно лицо не проясняется при виде этого архитектурного чуда. Священник и палач, солдат и светский человек, богатый и бедный проходят мимо него совершенно равнодушно». Сегодня ни один человек этого не скажет. Толпа зачарована собором, собор фотографируют со всех сторон, люди карабкаются, куда только возможно,целясь своими камерами.
Нам, как обычно, «повезло»- половина собора была скрыта строительными лесами, поэтому насладиться им во всём великолепии у нас не получилось.
В 976 году сгорел первый собор Святого Марка. Греческие архитекторы принялись возводить новую базилику. На строительство ушло десять лет, и все это время отправлявшимся на восток венецианским капитанам предписывалось привозить из плавания какую-то драгоценность, скульптуру или камень для украшения собора.
Идею возведения собора Святого Марка навеял императорский мавзолей в Константинополе, церковь Святых апостолов. Там в 337 году был похоронен Константин Великий, там продолжали хоронить других императоров. Эти императоры многие столетия лежали в императорских облачениях, пока не случился четвертый крестовый поход. Крестоносцы вскрыли императорские усыпальницы, похитили украшения и золото, а сами гробницы использовали как кормушки для лошадей. В 1453 году Константинополь захватили мусульмане, они снесли церковь Святых апостолов и построили на этом месте мечеть Мухаммеда II.
С тех пор возвели три версии погибшей церкви: в Венеции, в Эфесе и в Периге во Франции. Из трех копий константиновской церкви единственная, что уцелела во всем своем великолепии, это — собор Святого Марка.
Изначально святым покровителем Венеции Марк не был: первым покровителем Венеции был святой мученик Теодор. Поклонялись ему в отдаленные века, причем недолго. По неизвестной причине популярность свою он утратил.Движение за то, чтобы заменить его более сильным святым, ознаменовало собой растущие амбиции Венеции. С избранием святого Марка о Теодоре в Венеции тотчас забыли.
Согласно легенде, святого Марка подвергли мученической смерти и похоронили в Александрии, в Египте. Однажды, в 827 году два венецианских капитана, торговавшие с мусульманами, сделали предложение охраннику могилы святого Марка. «Мессир, — сказали они, — если вы захотите приехать с нами в Венецию и увезти с собой тело святого Марка, вы станете богатым человеком». Охранника привлекло такое предложение, однако он заявил, что боится: мусульмане тоже ведь почитали святого Марка, и они непременно убьют его, стоит им обнаружить кражу. «Подождите, пока сам евангелист вам не скомандует», — сказали ему хитроумные капитаны.
Ждать долго не пришлось. Святой сообщил охраннику, что ему хотелось бы переехать, и ночью все устроили. Могилу святого Марка открыли, останки вынули, заменили их другим телом, а могилу снова запечатали. Венецианцы продумали план действий. Они положили священные мощи в корзину под капусту и свинину — мусульмане уж точно не станут прикасаться к нечистому мясу — и отправились к своим кораблям, но евангелист едва сам их не выдал. «В тот момент, когда они открыли могилу, по городу распространился сладчайший сильный аромат, так и все специи Александрии не могли бы пахнуть. По этому поводу язычники сказали: «Марк зашевелился», периодически они каждый год ощущали такой запах». Горожане побежали к могиле, но подмены не заметили. Тот же, кто пошел к венецианскому кораблю, увидел лишь подвешенную к мачте корзину со свининой. Так венецианцы благополучно уехали вместе с драгоценным грузом, а в истории Венеции началась новая эра.
После похищения святого Марка оставалось лишь доказать, что это не кража и что у нового святого покровителя были давние связи с Венецией. Первое доказать было легко. Разве не очевидно, что святой сам хотел выбраться из мусульманской страны? Да если бы он не хотел отправиться в Венецию, ему ничего не стоило бы поднять на море бурю и утопить галеру!
Второе положение доказать было труднее: ведь Венеции при жизни святого Марка не существовало. Тем не менее, и это уладили. Вспомнили, что однажды, когда евангелист ехал проповедовать в Аквилею, на море началась буря, и корабль его прибило к необитаемому острову в лагуне, будущей Венеции. Когда святой Марк ступил на берег, его при¬ветствовал ангел такими словами: «Мир тебе, Марк, мой евангелист», после чего объявил, что когда-нибудь прах его упокоится в этом месте.
Венецианцев всегда отличали изворотливость и дипломатичность, то есть черты, ставшие определяющими в политике республики. В качестве святого покровителя республике нужен был не добродушный епископ, а яростный, умный и опасный лев — лев святого Марка. Так в аллегорической форме выражалась политика большой торговой империи. Куда бы ни ступала Венеция, везде видели ее герб — лев святого Марка с лапой, поставленной на открытую страницу книги, где начертаны слова: «Рах tibi Магсе» — те самые слова, что произнес ангел, поприветствовавший Марка на острове в лагуне.
С момента кражи мощей святого Марка началась охота за святыми костями. Куда бы ни приходили венецианские корабли, моряки считали своим долгом ознакомиться с реликвиями, а при возможности и украсть их из церквей. Страшное разграбление христианского Константинополя, устроенное Венецией в 1204 году, заполнило сокровищницы венецианских церквей костями, пока не объявили санитарный кордон, вызванный чумой. Вообще, смотреть на все эти кости и черепа мне было очень и очень непривычно и неприятно, хотелось поскорее покинуть «сокровищницу».
В начале XX века Эвард Лукас писал: «Почему огромное, чужеземное на вид здание кажется таким приветливым, этого я и сам не пойму,— но факт налицо: Святой Марк, несмотря на все свои восточные купола, золото и странный архитектурный облик, заставляет иностранца и протестанта чувствовать себя в нем, как дома. И другого такого собора я не знаю». Это музей мозаики и мрамора. Кто-то однажды сравнил его с воровским притоном, в котором пираты хранят свои сокровища.
Говорят, саркофаг, что стоит в алтаре, хранит останки святого Марка.
Маленькая дверь возле главного входа открывается на лестницу, с которой можно выйти на внешнюю галерею. Здесь можно постоять рядом с квадригой коней из Константинополя (на самом деле оригиналы сейчас находятся в музее собора, а на крыше стоят копии). Изваяли коней за триста лет до Рождества Христова. Говорят, что сделал это греческий скульптор Лисипп. Хотя коней всегда называют бронзовыми, античные греческие писатели говорят, что отлили их из сплава меди, серебра и золота.
Коней Феодосии II привез из Хиоса, чтобы украсить ими императорскую ложу на ипподроме Константинополя. Они стояли на крыше большого здания. Оттуда император, императрица и придворные наблюдали за гонками на колесницах.. Всему этому настал конец, когда христиане четвертого крестового похода разграбили христианский Константинополь. Четверка лошадей каким-то чудом осталась цела. Красота их и великолепие не оставили равнодушными даже жадные, горевшие ненавистью сердца. Вместо того чтобы разбить коней на куски или переплавить в монеты, их бережно погрузили в галеру Морозини и отправили в Венецию. Похоже, венецианцы не знали, что делать с греческими конями. Сначала их поставили среди каменных львов возле Арсенала, затем у кого-то появилась удивительная мысль — поставить их в галерее над западными дверями собора Святого Марка. И время освятило эту идею.
О венецианцах своего времени Петрарка как-то сказал: это «нация моряков, всадников и красавиц».В Средние века в Венеции были тысячи лошадей. Говорят, что у дожа, Микеле Стено, стояло в конюшне четыреста коней, которых он по неизвестной причине красил в желтый цвет. Возможно, хотел сделать их похожими на золотых лошадей собора Святого Марка.
На крыше собора открывается красивый вид на лагуну
Для меня посещение собора Святого Марка является одним из самых ярких событий за всё наше пребывание в Венеции. Это действительно чудо: ведь собор содержит в себе столько всяких интересных деталей, причём как во внешнем, так и во внутреннем убранстве. Практическая инфо: вход в Собор стоит 2 евро, на террасу- 4 евро, в сокровищницу- 3 евро (вот туда слабонервным я бы ходить любоваться на кости не советовала).
После посещения Собора мы отправились на остров Сан-Джорджо. Любуемся на прощание площадью
Наконец-то выглянуло солнце
Садимся на кораблик и плывём
В следующей серии мы поднимемся на кампаниллу Собора Сан Джорджо Маджоре
______________________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.