Это однозначно то место, которое произвело на нас самое большое впечатление за всю поездку! Мозаики и фрески церкви поражают своей красотой! Мы там очень долго стояли «зависшие» с разинутыми ртами, и смотрели на потолок, на стены, не в силах оторваться от этой красоты, которая дошла до нас из самой Византии. К сожалению, церковь Хора лежит несколько в стороне от основных достопримечательностей Стамбула. Но пропустить ее – будет с Вашей стороны большим упущением.
Чтобы добраться до Церкви Хора, нужно в районе Султанахмет на остановке скоростного трамвая Beyazıt сесть на автобус № 38 (маршрут YUNUS EMRE MAHALLESİ – BEYAZIT ) и доехать до остановки Edirnekapı и далее пройти пешком. Имейте в виду, что надо попросить водителя остановиться на этой остановке, так как они останавливаются только по требованию, и мы оставновку проехали, и пришлось возвращаться назад на другом автобусе ( опять заплатив за проезд).
Напишу здесь историю церкви, потому что она действительно интересна
Тихая обитель Хора существовала на этом месте с давних времен. Хора переводится с греческого как “скит за пределами города”. Точная дата возникновения монастыря неизвестна, впервые упоминатеся в 4 веке.
В 557 г. в результате землетрясения Хора была практически полностью разрушена. Но нет худа без добра. Император Юстиниан пожертвовал большие средства на восстановление. В результате монастырь расширил границы. Главную церковь монастыря украсили фресками и мозаикой.
Монастырь получил третью жизнь в 11 веке, когда произошло переселение императорского двора во Влахернский дворец, который находился не так далеко. Многое было перестроено, внутри церковь украсили камнем и многочисленными превосходными мозаиками и фресками.
Трудные времена для Хоры настали в 13 веке, когда Константинополь захватили крестоносцы. Монастырь был полностью запущен, и разрушался. Но после их изгнания монастырь восстановили.
После захвата Константинополя турками, монастырь продолжал действовать. Здесь сформировался оплот борьбы против турецких захватчиков. Когда эта информация дошла до султана, он приказал положить этому конец. Семь дней шла осада монастыря. Но когда его удалось захватить, в монастыре никого не оказалось. Защитники монастыря спаслись, выйдя через потайной подземный ход. Это еще больше разозлило Беязыда, и он приказал Хору превратить в мечеть, назвав мечеть Кахрийе, т.е. мечеть Победы. К огромному счастью, церковь очень спешили переделать в мечеть. Поэтому не стали особо тратить время, чтобы сбить мозаики и уничтожить фрески. Их спешно замазали и заштукатурили. Поэтому очень многое дошло до наших дней.
Но Хора , всё равно, пострадала. Были сделаны кое-какие переделки необходимые для мечети. В разное время здесь открывали медресе и общественные кухни, что тоже требовало переделок. Но, тем не менее, христианские мозаики Хоры снова увидели свет еще за полвека до возникновения республики Турция. Султан, правивший Османской империей во второй половине 19 века, был большим поклонником византийского искусства. По его приказу уже тогда были расчищены многие мозаики. С 1945 г. в здании церкви Хора открыт музей.
Трудно поверить, что мозаикам почти 700 лет. И еще труднее поверить, глядя на эти совершенные произведения, что они созданы в эпоху экономического, политического, социального упадка Византии, когда она доживала последние из отпущенных ей десяти веков. Это был прощальный взлет византийской культуры, названный, по имени правящей династии Палеологов, «палеологовским ренессансом».
Все мозаики и фрески поделены на несколько циклов, основные из которых – жизнь Марии, детство Иисуса Христа и многочисленные сцены его чудес.
Благословление Марии.
Счастливое семейство: Иаоким, Анна и их дочь Мария.
Сцена сообщения о переписи. В то время император Август объявил о первой переписи, в связи с чем Иосиф с беременной женой Марией отправились из Назарета в Вифлеем, так как каждый должен был вернуться в свой родной город.
Сцена Сошествия в ад и Архангел Михаил над ней.
Сцена Страшного суда.
Путь в Вифлеем. Впереди идет старший сын Иосифа.
Византия 14 века — блестящий, но уже надломленный государственный организм. Осаждаемая со всех сторон врагами, теряя одну территорию за другой, будучи при этом раздираема внутренними политическими и религиозными распрями, Византия делает последние отчаянные попытки отстоять свою независимость. Однако железное кольцо турок сжимается все сильнее, и в 1453 году, со взятием Константинополя, наступает ее смертный час. И когда восстанавливаешь историю ее духовной жизни на протяжении последних ста пятидесяти лет ее существования, то невольно поражаешься, как она еще могла проявить в столь тяжелых условиях активность в области мысли и искусства.
Мозаики этого времени живут не в просторных храмах, а в узких невысоких галереях-нартексах, которые пристраивались к уже существующим церквям – на то, чтобы строить новые храмы в Константинополе не хватало средств.
Любуясь этой красотой, мы словно видим внутренние стенки драгоценной шкатулки. Подобно сверкающим ювелирным украшениям, мозаики изысканны и отточены в каждой линии.
Мы ничего не знаем о мастерах, выложивших мозаики, но о вдохновителе создания мозаик известно многое. Это Феодор Метохит, являвшийся одним из культурнейших и образованнейших византийцев 14 века». Феодора Метохита можно сравнить с гуманистами Ренессанса – это был писатель, поэт, ученый, тонкий знаток античной литературы и философии, человек широчайших интересов . Будучи близким другом императора Андроника, он занимал высокую должность придворного советника и казначея. Метохит покровительствовал монастырю, и в 1316—1321 годах по его заказу в церкви Хора были созданы мозаики. Последние годы своей жизни Феодор Метохит, впавший в немилость у нового императора, провёл в монастыре Хора простым монахом
В заключение скажу, что стоять в очереди в Агию Софию – это тоже правильно, и храм впечатляет! Но не ленитесь, и потратьте время, чтобы доехать и в церковь Хора, очередей здесь нет, а увиденное впечатлил, поверьте!
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
Рассказы о поездке в Константинополь
Стамбул: сводный отчет о нашей поездке
Наш пасхальный гетевей в Константинополе: план
Константинополь: Софийский собор!
Стамбул: Голубая мечеть (Мечеть Султанахмет)
Стамбул: Гранд Базар
Стамбул, парк тюльпанов Гюльхане
Стамбул: цистерна Базилика
Стамбул: башня Галата
Стамбул: Чукурджума и французский квартал
Стамбул: Прогулка по Босфору
Константинополь — монастырь Хора.
Дворец Топкапы.
Стамбул:прогулка.
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре