Когда падет Колизей, падет Рим;
А когда падет Рим, падет мир.
Париж — Эйфелева Башня, Барселона — архитектура Гауди, Лондон — Биг Бен, Рим — Колизей. Да, именно Колизей, на мой взгляд, является визитной карточкой Рима. Ощущения от его посещения непередаваемые: стоя рядом с этим памятником архитектуры, понимаешь, что вся та древняя история, о которой ты читал в учебниках и которая казалась такой далёкой и неправдивой- она вот тут, здесь и сейчас, перед твоими глазами — прямое доказательство существования императоров, гладиаторов, Римской Империи, жизни до христанства.
В Риме очень много развалин, но если у вас не очень хорошее воображение (как у меня), то понять, что же было в древние века на месте, к примеру, вот этих «трёх столбиков» очень сложно. Но воспроизвести в уме жизнь Колизея во времена его славы оказалось несложным заданием даже для меня. Надо наполнить его восьмьюдесятью тысячами зрителей, усадить цезаря в императорскую ложу, сенаторов — на их места рядом с перилами, не забыть аристократов и весталок, затем подняться к черни, на самый верх, потому что зрители в Колизее рассаживались в строгом соответствии с социальной иерархией. Был специальный чиновник под названием десигнатор, который следил, чтобы люди садились на подобающие им места.
Такое множество людей, собравшихся, чтобы насладиться зрелищем чужих страданий и смерти, должно быть, ужасало. Большинство писателей античности не порицали публику за душевную неразвитость и дикость. Миру пришлось дождаться христианства — только тогда нашлись люди, у которых хватило мужества и здравого смысла закрыть такие места и покончить с подобными зрелищами
Обследуя Колизей, задумываешься о том, чем подпитывалось это дикарство, как все это было устроено. По всей Империи чиновники ловили и покупали диких животных для арены, и с течением времени количество животных, уничтоженных на потеху толпе, привело к почти полному вымиранию некоторых видов на территориях, подвластных Риму. Задолго до того, как был построен Колизей, публичное истребление животных служило популярным вступлением к битвам гладиаторов. Одно зрелище приходилось на утро, другое — на дневные часы. Однажды на представлении, на котором присутствовал Цицерон, в 55 г. до н. э., было убито шестьсот львов и восемнадцать слонов!
В Риме были специальные школы, где людей обучали сражаться со зверями и еще разным штукам для увеселения толпы. Такие специально обученные люди, называемые venatores, считались ниже рангом, чем гладиаторы. К такому занятию могли приговорить преступников и тренировать их на арене вместе со зверями. После того как был построен Колизей, животных, предназначенных для арены, держали в зверинце, называемом Vivarium, на соседнем холме — Целии. В день игр их сажали в клетки и везли в Колизей, потом их загоняли в подъемники и при помощи блоков и канатов вытягивали клетки на арену.
Гибель животных должна была возбудить зрителей перед дневной битвой людей. В имперские времена существовало четыре государственные школы, в которых обучались и жили гладиаторы. Там царила жесткая дисциплина. Людей держали на специальной диете и тренировали в использовании всех видов оружия: от меча и копья до сетки и лассо. Профессиональный гладиатор, подобно современной кинозвезде, был идолом толпы и кумиром женщин. При удачном стечении обстоятельств их популярность длилась долго. История сохранила имена испытанных воинов, героев сотен сражений, добывших в бою «деревянный меч», который вручался им на арене как знак почетного ухода на заслуженный отдых. Некоторые из получивших его гладиаторов не могли даже после этого уйти с залитой кровью арены; привычка к известности, аплодисментам, упоению боем возвращала их обратно. Кроме того, привлекали огромные деньги.
Кроме государственных школ существовали бесчисленные частные школы, где гладиаторов обучали и содержали за счет богатых любителей подобных забав. Они нанимали людей для ангажемента по всей стране. Богатые люди могли арендовать Колизей и устроить гладиаторские бои в Колизее, и пока они длились, они занимали почетное место, особое кресло. Весталкам единственным из женщин разрешалось сидеть на официальных местах. Если на представлении присутствовала императрица, она тоже сидела с ними. Присутствие остальных женщин не поощрялось, они могли сидеть лишь в верхних ярусах.
Гладиаторов привозили в колесницах в день состязаний. Это напоминало современный парад тореадоров. Прибыв в Колизей, гладиаторы выстраивались и обходили арену под музыку, а за ними шли помощники и несли их оружие. Поравнявшись с императорской ложей, гладиатор простирал правую руку и произносил знаменитые слова: «Здравствуй, цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!»
Затем тщательно осматривали оружие, и тех, кто пытался хитрить, отсеивали. Иногда соперников определял жребий, иногда сводили вместе двоих, искусно владеющих разными видами оружия, например воин с мечом против воина с сетью и трезубцем, и так далее. По знаку императора начинались схватки не на жизнь, а на смерть, и целый оркестр труб, рожков, флейт, гидравлического органа сливался с возгласами, издаваемыми тысячами зрителей, с го¬лосами «инструкторов», которые подзадоривали бойцов кровожадными выкриками, а если те плохо старались, то и кнутами подстегивали.
Самыми милосердными из боев были те, после которых побежденному гладиатору разрешалось попросить даровать ему жизнь. Если он хорошо сражался, толпа могла спасти его от смерти. Тогда зрители поднимали большой палец вверх, что означало «Mitte!» — «Пусть идет!», или же опускали палец вниз, крича «Jugula!» — «Убей его!» — и обре¬кая на смерть; а хозяин этого мира, осмотревшись и поняв, чего хочет большинство, давал окончательный знак: жизнь или смерть.
Но о пощаде не могло быть и речи, когда дрались до смертельного исхода. Тогда группа гладиаторов сражалась до тех пор, пока в живых не останется только один из них. Но еще более ужасны были такие зрелища перед основными состязаниями: на арену выпускали толпу грабителей, разбойников, убийц и других преступников, приговоренных к смерти, раздавали им оружие и заставляли убивать друг друга. Расправы над христианами во времена Нерона долж¬ны были носить именно такой характер, но так как христиан невозможно было заставить убивать друг друга, на них выпускали диких зверей. Потрясает контраст между достоинством и благородством римской жизни в лучших ее проявлениях и низостью публичных развлечений
Только во времена христианства оппозиция приобрела реальный вес и игры постепенно сошли на нет.
В Средние века здесь иногда ставили пьесы или проводили карнавальные шествия. Потом, когда выросли деревья и сорняки, это место облюбовали воры и отшельники, а ведьмы и колдуны стали заниматься здесь черной магией.
Столетиями позже люди георгианской и викторианской эпох объявили это место самыми романтическими развалинами в Риме. Там, где была арена, залитая кровью множества людей и животных, художники устанавливали мольберты и набрасывали пейзаж с пастухом, козочками и мраморными руинами.
Так он и стоит теперь, все еще вызывая недоверчивое удивление: памятник из камня с трещиной в боку, откуда в Средние века изъяли тысячи тонн камня. Если бы все камни, заполнявшие когда-то эту гигантскую брешь, могли встать на место, палаццо Венеции, палаццо Фарнезе, палаццо делла Канцеллариа и многим другим дворцам пришлось бы исчезнуть.
Напоследок, как обычно, самолюбование
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
Венеция |
Верона |
Гарда |
Пиза |
Лукка |
Флоренция |
Рим |
Ватикан |
ЛаСпеция |
Оглавление двухнедельной поездки в Италию в марте 1010
Мега отчет c маршрутом нашего самостоятельного двухнедельного путешествия в Италию в марте 2010!
Италия:Планирование и первые впечатления
Италия: отзывы об отелях:Венеция, Рим, Верона, Флоренция, Ла Спезья
Италия: где поесть в Венеции и Риме
Венеция: картинки-ассоциации
Венеция,воспетая поэтами и писателями
День первый
секретный тур по Дворцу Дожей,
Венеция: прогулка по Кастелло, Гранд Канал от Сант Марка до Риалто
День второй
Венеция, достопримечательности: острова Мурано и Бурано
Венеция, достопримечательности: остров Торчелло
Прогулка
Прогулка по ночной Венеции
День третий
Венеция,достопримечательности: Собор Святого Марка
Венеция, достопримечательности,остров Сан Джорджо Маджоре, собор и Кампанилла
Достопримечательности Венеции: прогулка по Гранд Каналу
Венеция: прогулка
День четвёртый
Венеция: подъём на Кампанилу собора Святого Марка
Черно-белая Венеция
День пятый
Рим:фонтан Треви, галерея Боргезе
Достопримечательности Рима: Колизей
День шестой
Рим, достопримечательности: Сады Ватикана
Рим, достопримечательности: Собор Святого Петра
Достопримечательности Ватикана:музей Кьярамонти, Пия-Климента
Достопримечательности Ватикана:Сикстинская Капелла, Станцы Рафаэля, Пинакотека, Галерея Географических Карт
День седьмой
Достопримечательности Рима: Замок Святого Ангела
Рим:Площадь Микеланджело и музей Капитолия
День восьмой
Италия: Рим, прогулка
Ночной Рим
День девятый
Рим: холм Яникул, ботанический сад
Италия: Рим, Трастевере
День десятый
Флоренция. Прогулка, часть 1
Флоренция. Прогулка, часть 2
День одиннадцатый
Пиза – город Мрамор.
Прогулки по Пизе: Пизанский Собор и Башня
Лукка -интересный город Тосканы
День двенадцатый
Ла Специя:La Spezia, город, с которого началось наше знакомство с Лигурией.
Неизведанная Италия:Виллафранка-ин-Луниджана , Понтремоли
Италия: продолжение триллера про горный перевал
День тринадцатый
Верона: Дуомо, церковь Анастасии, река Адидже
Верона:вид на город с башни Ламберти
Верона:прогулка, часть 2
Прогулки по Вероне: Дом Джульетты, церковь San Fermo Maggiore, Арена
Верона: Мост Скалигеров, замок Кастельвеккьо
День четырнадцатый
Италия: живописное Озеро Гарда в марте, часть 1
Италия: живописное Озеро Гарда в марте, часть 2
Путешествие свиней по Италии
______________________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.