Я очень люблю импрессионистов, поэтому для меня все места и музеи с ними связанные обязательны к посещению. В марте мы посетили музей Ренуара в Кань-Сюр-Мер, здесь художник жил и творил последние двадцать лет своей жизни. Попали мы сюда в ливень, поэтому по достоинству оценить природу и красоту месторасположения виллы и сада не смогли. Зато с интересом полюбовались на обстановку спален и просторной мастерской, гду художник, несмотря на артрит, трудился до конца своих дней, в инвалидном кресле. Также в музее есть колекция картин и скульптур художника.
Впервые Огюст Ренуар попал в эти края в 1883 году, когда до Лазурного берега дотянулась железная дорога. Ренуар и Моне вдвоем приехали поглядеть на здешние солнечные места. К тому моменту, когда Ренуар увидел оливковую рощу на холме возле Кань-Сюр-Мера, он уже лет тридцать жил на заработки от продажи картин. И в 1907 году Ренуар купил землю, на которой росли старые оливковые деревья с кривыми стволами. И построил здесь дом. В 1908 г. Ренуар обосновался здесь со своей семьей и провел в Кань-сюр-Мер последние годы своей жизни.
Ренуар родился 25 февраля 1841 года в Лиможе, городе, расположенном на юге Центральной Франции и славящимся своим фарфором. Ренуар был шестым ребенком небогатого портного. В 1844 году Ренуары переезжают в Париж, и здесь маленький Огюст поступает в церковный хор при большом соборе Сен-Эсташ. У него оказался такой замечательный голос, что регент хора пытался убедить родителей мальчика отдать его учиться музыке.
Однако помимо этого у Огюста проявился дар художника, и когда ему исполнилось 13 лет, он начал помогать семье, устроившись к мастеру, у которого научился расписывать фарфоровые тарелки и другую посуду. По вечерам Огюст посещал школу живописи.
В 1858 году фарфоровая мастерская, в которой работал Ренуар, закрылась, и ему пришлось переключиться на роспись вееров и штор. В 1860 году он получил от властей разрешение заниматься копированием картин, находящихся в Лувре, а к 1861 году сумел скопить достаточно денег, чтобы заплатить за обучение, и стал учеником Шарля Глейра, модного в то время художника, писавшего портреты и забавные сценки. Студия Глейра считалась филиалом парижской Школы изящных искусств, и в апреле 1862 года Ренуар, которому исполнился 21, выдержал вступительные экзамены в это заведение. Вместе со своими друзьями по студии Глейра — Фредериком Базилем, Клодом Моне и Альфредом Сислеем — Ренуар ездил в лес Фонтенебло, где они рисовали на открытом воздухе.
Ренуар впервые познал вкус успеха в 1864 году, когда одна из его картин прошла строгий отбор и была выставлена на Салоне, ежегодной государственной художественной выставке. На следующий год у него взяли еще две картины, а сам Ренуар начал получать заказы на создание портретов. Однако художник продолжал едва сводить концы с концами и выживал во многом благодаря своим богатым друзьям — Базилю и Сислею. В 1865 году он познакомился с 16-летней девушкой Лизой Трео, которая вскоре стала возлюбленной Ренуара и его любимой моделью. Их связь продолжалась до 1872 года, когда Лиза оставила Ренуара и вышла замуж за другого.
Когда была объявлена франко-прусская война, художника призвали в армию, и он проходил службу в полку конных стрелков в Бордо. Видя его жизнерадостность, командир советовал ему продолжать военную карьеру. «Что, если бы я занялся всеми профессиями, которыми меня пытались соблазнить! — восклицал в старости Ренуар, беседуя с молодым торговцем картинами Волларом. — Я уже рассказывал вам, что в моей юности Гуно — мой преподаватель сольфеджио в коммунальной школе, где я учился, — настаивал, чтобы родители отдали меня учиться пению».» После окончания войны, в 1874 году, Ренуар вместе с несколькими друзьями-художниками устроили в Салоне выставку своих картин. Именно тогда и появился термин «импрессионизм», придуманный одним саркастическим критиком. Теперь об этом событии вспоминают как о первой выставке импрессионистов.
Целый ряд выставленных работ подвергся уничтожающей критике, однако «Ложа» Ренуара была оценена достаточно доброжелательно. В это время импрессионистам пришлось столкнуться не только с враждебно настроенными критиками, но и с общим экономическим кризисом, последовавшим за поражением в войне с Пруссией. Настали годы, когда людям было не до покупки произведений искусства. Как и многие его друзья, Ренуар часто страдал от нищеты и теперь, стремясь выжить, занялся писанием портретов, единственным жанром живописи, который всегда пользуется спросом. В душе он никогда не любил писать портреты, однако веселый, покладистый характер художника помогал ему в работе с клиентами. В результате на второй выставке импрессионистов в 1876 году из 15 представленных на ней работ Ренуара 12 оказались портретами.
В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго, с которой познакомился десятью годами раньше, когда та была 21-летней белошвейкой. У них уже был сын, Пьер, родившийся в 1885 году, а после свадьбы у них появились еще два сына -Жан, родившийся в 1894 году, и Клод (известный как «Коко»), родившийся в 1901 и ставший одной из самых любимых моделей отца. К тому времени, когда окончательно сложилась его семья, Ренуар достиг успеха и славы, был признан одним из ведущих художников Франции и успел получить от государства звание Кавалера Почетного Легиона.
Личное счастье и профессиональный успех Ренуара были омрачены его болезнью. После приступа паралича, случившегося в 1912 году, Ренуар был прикован к инвалидному креслу, однако продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка.
Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил его о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. «Боль проходит, красота остается», — был ему ответ
Более того, несмотря на свой почтенный возраст, он даже попытался заняться скульптурой, давая указания своему помощнику, что и как он должен лепить. К этому времени ревматические боли стали настолько сильными, что иногда художнику приходилось спать под простыней, натянутой на деревянную раму, поскольку даже прикосновение легкого полотна причиняло ему невыносимую боль.
Но несмотря ни на что, Ренуар никогда не терял бодрости духа и любил повторять: «Что ни говорите, а я — счастливчик». В последние годы жизни Ренуар снискал славу и всеобщее признание. В 1917 году, когда его «Зонтики» были выставлены в Лондонской Национальной галерее, сотни британских художников и просто любителей живописи прислали ему поздравление, в котором говорилось: «С того момента, как ваша картина была вывешена в одном ряду с работами старых мастеров, мы испытали радость от того, что наш современник занял подобающее ему место в европейской живописи». Картина Ренуара выставлялась также в Лувре, и в августе 1919 года художник в последний раз навестил Париж, чтобы взглянуть на нее.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар скончался в своем доме на Лазурном берегу от воспаления легких в возрасте 78 лет. Так завершился жизненный путь одного из величайших художников всех времен.
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
Франция: план поездки Лазурный Берег-Прованс-Дордонь-французские Альпы
Монако
Эз (Èze):деревня между Монако и Ниццей!
Вильфранш-сюр-Мер (Villefranche-sur-Mer)
Лазурный берег:Вилла Эфрусси-де-Ротшильд
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре