Несмотря на аппетитное название, город этот знаменит совсем не изобретением бульона (хотя кто его знает?), а колоритной крепостью-замком! Его владелец — Готфрид Буйонский-V был очень крутым челом в своём время, и даже возглавил первый крестовый поход в Иерусалим в 1096 году! Меня поразила биография этого человека, и я ниже подробнее напишу о его жизни и подвигах.
Готфрид Бульонский родился около 1061 года в старинной аристократической семье, восходящей по линии матери к создателю империи Карлу Великому. Благодаря обширному и богатому наследству матери, принадлежавшему бездетному дяде, граф Бульонский уже в 15 лет стал владельцем Нижнелотарингского герцогства. Располагалось оно на стыке Франции и Германии и охватывало большую часть современной Бельгии.
Готфрид был голубоглаз и имел русую бороду; отличался недюжинной физической силой — классический образ рыцаря-норманна.
Его простота, но твердость в принятии решений и реализации планов, неприхотливость, обходительность с вассалами были известны всем. А абсолютно искренняя набожность контрастировала с духовными устремлениями большинства крупных феодалов того времени, больше озабоченных ослаблением роли церкви и с вожделением поглядывающих на монастырские земли.
Именно эта черта выдвинула Готфрида на главенствующую роль на последнем этапе Первого Крестового похода (1096 — 1099). На знаменитом церковном соборе в Клермоне 27 ноября 1095 года Папа Римский Урбан II произнес речь, в которой призвал христиан освободить Святые места. Главную мысль этого выступления донесли многочисленные хронисты: «Пусть же прекратится ваша ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и заснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на стезю Святого Гроба, исторгните землю у этого нечестивого народа, покорите ее себе. Земля эта, как гласит Писание, течет медом и млеком. Иерусалим — это пуп земли… второй рай».
Конечно же, римский первосвященник думал, что какая-то часть феодалов вместе с неимущими мирянами откликнуться на этот призыв. Но папа был абсолютно поражен реакцией и простолюдинов, и рыцарей, и феодалов. Толпа в неистовстве восклицала: «Так хочет Бог!» Отпущение грехов, и совершенных, и еще не совершенных, а также обещанный «второй рай» с «медом и млеком» — все это и привело в движение громадные толпы. Люди нашивали кресты и начинали готовиться к походу. Для Западной Европы Крестовые походы стали своего рода выходом накопившейся в громадном количестве энергии, усиленной демографическим взрывом, голодом, чумой и катастрофической нехваткой земли как для рыцарей и крупных феодалов, так и крестьян.
Византийский император Алексей Комнин весьма побаивался франков — как называли всех католиков, ведь уроженцы Франции составляли среди крестоносцев большинство. Потому он не пустил их в Константинополь и помог этому злополучному «воинству» переправиться в Малую Азию, где крестоносцев ожидал ад — турки-сельджуки складывали целые горы из их трупов. Шел октябрь 1096 года. …Готфрид Бульонский готовился к походу основательно. Он продал Верденское графство, продал свой замок и собрал огромное войско — до 90 тысяч отменно вооруженных рыцарей и пехотинцев. 15 августа 1096 года, в назначенный папой срок, они из Бульона начали поход через Майнц, Вену и Буду.
К Константинополю эта армия подошла первой — 23 декабря 1096 года. Из Нормандии несколько позже отправились герцог Нормандии Роберт (отдавший свои владения в залог) и граф Фландрии Роберт Фриз. Из Парижа выступали собственно «французы» граф Гуго де Вермандуа, родной брат короля Филиппа I и Стефан Блуаский и Шартрский. В Южной Италии формировалась самая малочисленная (до 20 тысяч), но отлично вооруженная, прошедшая горнила войн с Византией, армия князя Боэмунда Тарентского и его племянника Танкреда. Провансальцы Раймунда Тулузского, а это почти 100 тысяч воинов, шли через Италию, Далмацию и горы Эпира. Армии крестоносцев, общее количество которых оценивают как минимум в 300 тысяч, расположились у стен Константинополя. Алексей Комнин решил повязать крупнейших баронов вассальной присягой и отправить их в Малую Азию завоевывать свои будущие лены. Он не примкнул к походу напрямую, помогая крестоносцам провизией и выставив лишь наблюдательный отряд. Православный император не мог участвовать в походе, освященном папой «варваров-латинян».
Готфрид Бульонский решительно отказался принимать присягу, сказав, что он посвятил этот поход Богу. Знаменитая византийская дипломатия и здесь взяла верх, ловко поссорив Раймунда Тулузского и Готфрида Бульонского с Боэмундом Тарентским, взяв таки с провансальца и лотарингца «усеченную» присягу. Ровно два года двигались крестоносные армии от берегов Малой Азии до вожделенной мечты. В июне 1097 года крестоносцы вернули византийцам их священный город Никею, где проходил Вселенский собор 325 года, на котором был выработан и принят символ веры всех христиан. 1 июля 1097 года крестоносцы наносят туркам-сельджукам, возглавляемым Кылыч-Арсланом и Данишмендом, сокрушительное поражение при Дорилее. После этой победы путь их проходит по выжженной солнцем Анатолийской равнине к горам Тавра.
Лишь к концу зимы следующего года крестоносцы подходят к Киликийской Армении. Здесь они находят союзников — армян-григориан. С октября 1097 года по июнь 1098 года продолжалась борьба христиан и мусульман за город-крепость Антиохию — ворота к Иерусалиму. Лишь после подвоза англичанами осадных орудий и необходимых материалов крестоносцы приступили к сооружению башен. 3 июня после подкупа коменданта одной из башен крепости крестоносцы ворвались в город и предали его разграблению. Уже через день осаждавшие и осажденные поменялись местами, к стенам города подошли превосходящие силы эмира Мосула Кербоги. 28 июня крестоносцы, воодушевленные найденным копьем, которым был пронзен Спаситель, совершили вылазку, завершившуюся полным разгромом турок-сельджуков.
Несколько месяцев крестоносцы отдыхали, залечивали раны в Антиохии. Но затем начались распри, зачастую переходящие в кровавые столкновения. На фоне постоянных «разборок» между провансальцами и норманнами роль и влияние Готфрида Бульонского все больше возрастали, а простые воины и рыцари, горевшие желанием идти к Иерусалиму, высказывали открытое неповиновение баронам. К Иерусалиму, недавно захваченному каирскими Фатимидами, 7 июня 1099 года подошли лишь 25 тысяч воинов — жалкие остатки некогда могущественной армии. Остальных поглотили битвы, голод, болезни. Часть крестоносцев оставались в гарнизонах на землях Малой Азии и Сирии.
12 июня попытка взять город приступом завершилась полным крахом. Все изменилось с приходом кораблей с запада — шесть генуэзских и четыре английских корабля доставили материалы и плотников. После объявления нового поста 8 июля босые воины совершили крестный ход вокруг города. 15 июля в 12.00 на третий день штурма крестоносцы сумели перекинуть несколько балок между осадными башнями и стенами. Первыми ворвались в город два фламандских рыцаря, а за ними Готфрид Бульонский. Готфрид Бульонский отказался стать королем, не желая носить золотого венца там, где Царь царей носил терновый венец, предпочтя короне простой титул «Защитника Гроба Господня».
Умер Готфрид Бульонский, которого называют рыцарем без страха и упрека, через год после своего триумфа — 18 июля 1100 года. Его гробницу разместили при входе в часовню Адама у горы Голгофа. А его наследовал брат Балдуин, который уже был свободен от всяческих сантиментов и принял титул короля Иерусалимского.
С таким великим человеком — Готфридом Бульонским, сыгравшим важнейшую роль в истории крестовых походов, связано это место!
Сам городок (кроме крепости) особо ничем не примечателен.
Фото со мной
Поездка в Бельгию и Люксембург. План
Брюгге |
Остенде |
Брюссель |
Парк МиниЕвропа |
Кёкенхоф |
Замок Вев |
Сады Анневуа |
Крепость Бульон |
Блошиный рынок Tongeren |
Отель B&B Les Jeannes |
Люксембург |
Замок Жеэ |
Еще раз оглавление
Поездка в Бельгию и Люксембург. План
День первый, прогулка по Брюгге
Брюгге
День второй, Брюссель
Парк МиниЕвропа
Брюссель: парк МиниЕвропа, ч.2
Брюссель: Писающий мальчик, музей
День третий, Кёкенхоф
Кёкенхоф: в красном
Кёкенхоф: крокусы
Кёкенхоф: люди
Кёкенхоф:тюльпаны
Очередная порция цветочного позитива!
Парк Кекенхоф- очередная фотоподборка!
Кекенхоф: орхидеи, лилии
День четвертый, переезд в Южную Бельгию. Остенде, Сады Анневуа, Динан, Замок Фрейр, Замок Вев, Замок Лаво-Сент-Анн, отель
Остенде.
Сады Анневуа
Динан
Замок Фрейр.
Замок Вев
Замок Лаво-Сент-Анн
Бельгия: отель B&B Les Jeannes
День пятый, Блошиный рынок Tongeren, Замок Жеэ, Крепость Бульон
Блошиный рынок Tongeren
Замок Жеэ
Крепость Бульон
День шестой, Люксембург
Люксембург: замок Вианден
Люксембург: замок Буршайд
Люксембург: замок Бурглинстер
Прогулка по Люксембургу
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре.