тончайших духов в тяжелом густом дыму дорогих сигар…
— Тридцать тысяч, господа. Кто больше?
— Шестьсот тысяч… Раз. Шестьсот тысяч, два… Три.
«Танцовщицы у перекладины» проданы. Прошу расходиться — аукцион окончен.
А в самом конце огромного нервного зала, забившись в угол, сгорбившись,
сидит старик в старом поношенном пальто. Он сидит неподвижно, как слепой Гомер с пустыми глазами… И шепот как ветер по залу: «Сам Дега здесь, сам Дега…» И вот к нему подходят, улыбаются, поздравляют. Такой успех. Такие деньги.
Он чуть улыбается, кивает медленно седой головой: «Забавно, картины, которые я продавал за тридцать франков… Ах, господа, оставьте — я только скаковая лошадь. Я выигрываю «Гран-при», но довольствуюсь своей порцией овса…»
Пора мне уже в журнале вводить тег «импрессионисты». Мы не смогли пройти мимо чудесной выставки одного из моих любимых импрессинистов, открытие которой состоялось в эту субботу в Лимассоле в выставочном центре«Эвагорас и Кэтлин Ланитис». Эдгар Дега известен прежде всего своими потрясающими картинами из серий «Скачки», «Балетные сцены», «Модистки», «Прачки». Его полотна с балеринами известны на весь мир. А вот о скульптурных работах мастера знают немногие. Тем, кто будет на Кипре с 10 декабря по 18 февраля советую обязательно посетить эту выставку и ознакомиться с 74 бронзовыми скульптурами, включая знаменитую «Четырнадцатилетнюю маленькую танцовщицу».
Выставку открывал посол Франции в Республике Кипр Жан-Марк Риве и министр образования и культуры Кипра Йоргос Демосфенус. Я честно говоря очень хотела послушать французскую речь, но Жан-Марк Риве на радость киприотам произнёс речь на греческом, чем пристыдил в очередной раз меня, лентяйку, особо не прогрессирующую в этом языке.
На открытии выставки наливали французское вино, пунш, посетителей было довольно много. Мы даже встретили работника итальянского консульства, который нам регулярно выдаёт визы в Италию, узнали друг друга, обменялись парой фраз.
Играла живая музыка
Перейду к фотографиям скульпутр, а чтобы было интереснее, разбавлю фото небольшой биографией автора.
Дега рoдился в 19 июля 1834 г. в Париже, в oбеcпеченной семье аристoкратическoгo прoисхождения Огюста де Га и Селестины Мюссон. Он был cтаршим из пятерых детей. Отец художника еще в молодости приехал в столицу Франции, где организовал филиал неаполитанского торгового дома и женился на французской креолке, отец которой был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. Дед художника в годы Французской революции эмигрировал в Италию, считая, что его жизни грозит опасность. Позже, в молодоcти, под влиянием новых coциальных идей, Эдгар изменил cвою фамилию с де Га на менee «аристократическую» Дега.
В 1847, когда мальчику было всего лишь 13 лет, умерла его мать, что стало тяжелым ударом для боготворившего ее сына. Эдгар был способным ребенком и с успехом, хотя и без особого блеска, окончил школу. Из школьных предметов его особенно увлекали история и латынь, однако больше всего на свете мальчик любил рисовать. Интерес к творчеству поддерживал в нем отец, который гораздо больше интересовался искусством, нежели финансами.
Будучи старшим сыном, Эдгар должен был пойти по стопам отца. Поэтому, окончив лицей Людовика Великого, он поступил на факультет права Парижского университета. Однако молодой человек всем сердцем стремился стать художником и, благодаря своему упорству, добился у отца разрешения обучаться живописи.
В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д.Энгра. Имея богатого отца, всячески поддерживающего стремление сына к успеху, Дега не испытывал финансовых трудностей, которые, как правило, сопровождают на ранних стадиях любого начинающего художника. Ему не нужно было думать о средствах к существованию, и поэтому он спокойно и много изучал живопись.
Молодой художник много времени проводил в Лувре, копируя работы старых мастеров. Однако в 1856 неожиданно для всех Дега оставил Париж и на два года уехал в Италию, где познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив главные культурные центры страны — Флоренцию, Неаполь и Рим. Копирует Рафаэля, Беллини, Тициана и других художников. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
После возвращения в Париж в 1859 Эдгар открыл собственную мастерскую и создал несколько произведений на исторические темы, придав им нехарактерную для того времени трактовку. Следуя в этих работах классицистической традиции, Дега стремился обновить их живым и точным наблюдением натуры. Мастер игнорировал условную идеализацию античного сюжета, изображая своих героев похожими на современных ему подростков парижских предместий.
В 1860 состоялся следующий визит художника в Италию, где он создал ряд выразительных портретов своих современников. Многие из произведений Эдгара Дега, созданные в 1860-х, могут быть причислены в число высших достижений портретного искусства XIX столетия. В 1861 во время своей поездки в Нормандию Дега посетил конный завод и был очарован грациозностью племенных лошадей. С этого момента тема скачек стала одной из ведущих в его творчестве. Любовью к величественным и красивым животным проникнуто множество посвященных им холстов. Произведения цикла рождают ощущение непосредственного, словно случайно увиденного «кадра» действительности.
На выставке демонстрируется рисунок Эдгара Дега «Кони и всадники» (1872, бумага, карандаш) из коллекции греческого актера Джорджа Эконому.
.
В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. , а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др.: их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника.
Однако он не все принимает в их методе. Так, работа под открытым небом не привлекает его: он делает на пленэре наброски, но картину предпочитает заканчивать в мастерской. Дега больше волнует жизнь города, а не пейзаж. Он стремится передать мнгновенное, неуловимое движение — отсюда его интерес к миру театра, кулис, балету, цирку, скачкам: балерины, летящие к финишу кони, азартные, ловкие жокеи, взволнованные толпы зрителей.
С конца 1860-х, в искусстве мастера появилась тенденция к созданию серий («Скачки», «Балетные сцены», «Модистки», «Прачки»).
муж говорит, что я похожа на девушку с косой
В 1870 началась Франко-прусская война. Дега записался добровольцем в пехотный полк, однако на первых же стрельбищах обнаружилось, что он плохо видит правым глазом. Это было началом болезни мастера, которая к концу жизни обернулась для него почти полной слепотой. Из-за слабого зрения Дега был переведен в артиллерийский полк. В 1871, когда война закончилась, он совершил короткую поездку в Лондон, а зимой 1872-1873 провел несколько месяцев в Новом Орлеане у своих американских родственников.
Приехав Париж в апреле 1873, художник вновь погрузился в работу, однако судьба нанесла ему новый удар: умер его отец, оставивший после себя огромные долги. Дела покойного оказались в полном беспорядке, банк, которым он управлял, задолжал астрономические суммы. Желая сохранить семейную репутацию, Дега заплатил часть долга из средств, доставшихся ему в наследство, однако этого оказалось недостаточно и ему пришлось не только продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров, но и впервые задуматься о продаже своих собственных работ. Один из способов найти покупателей Дега видел в том, чтобы участвовать в выставках импрессионистов, некоторые из них он помогал организовывать сам. Между 1874 и 1886 состоялось восемь выставок, из которых Дега принял участие в семи. В отличие от остальных импрессионистов, его работы прекрасно продавались.
В течение всей жизни художник сохранял стойкое пристрастие к определенным темам и, пожалуй, ничто не соответствовало его интересам так, как изменчивая, динамичная стихия танца. Балет был его любимой темой. С одинаковым блеском он передавал и однообразные будни танцовщиц, ежедневную работу над каждым движением, и призрачную феерию спектаклей. Художник предпочитал писать полотна, в которых можно было показать взаимодействие и движение фигур в пространстве.
Дега все больше приближал танцовщиц к зрителю, изображая крупным планом некоторые фигуры, предвосхищая тем самым приемы «кадрирования» в киноискусстве. В работах этого периода пространство теряет свое выразительное значение и часто сводится к плоскости.
Многие произведения, посвященные балету, художник создавал по памяти в своей студии, и только примерно через 15 лет ему было разрешено приходить на сцену и за кулисы. До этого он приглашал танцовщиц домой, где они позировали ему в спокойной обстановке. Часто использовал эскизы, сделанные с одной натурщицы, для создания разных образов танцовщиц.
В конце жизни, почти полностью потеряв зрение, художник оставил живопись, еще некоторое время продолжал заниматься скульптурой, которую он называл «ремеслом слепого». Дега создавал свои статуэтки из глины и воска, которые наносил на каркас. Многие из них не сохранились из-за несовершенства техники. Около 150 статуэток, оставшихся в мастерской после смерти художника, были отлиты из бронзы. Значительным достижением в области скульптуры стала работа «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица». Статуэтка выполнена из натурального воска и одета в пачку с прилегающим лифом, трико и балетные туфельки. На голове — парик с косой, в которую вплетена лента зеленого цвета, такая же завязана на шее.
Комбинация искусственных и натуральных материалов — воск, ткань и волосы придает этой статуэтке уникальность и неповторимость, словно она стирает границы между реальностью и выдумкой.
К концу жизни Эдгар Дега практически ослеп и перестал писать. Художник скончался 27 сентября 1917 в Париже в возрасте 83 лет. К этому времени он уже был признанным и авторитетным художником, картины которого продавались по неслыханным для того времени ценам. Согласно последней воле художника похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Фото меня на выставке
Мне очень понравилась выставка, если буду в Лимассоле – ещё раз с удовольствием туда схожу. А ещё в ближайшее время выложу отчёт о выставке Тулуз-Лотрека, она была в Лимассоле в прошлом году, но я о ней почему-то так и не написала в журнале.
Немного цитат великого автора
Красивые вещи делаются бессознательно.
Живопись не слишком трудна для того, кто мало знает, но для того, кто знает много, дело обстоит совсем иначе.
Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.
Искусство — это обман. Художник становится таковым лишь в определённое время благодаря усилию воли. А видят предметы все люди одинаково.
Искусство не то, что вы видите, но то, что заставляете видеть других.
Кто в наши дни решился бы предпринять то, что делали люди, подобные Микеланджело и Тинторетто? Кто мог бы играючи решать проблемы исполнения, бесстрашно и удачно использовать в композиции большие группы, ракурсы, движения, архитектуру, атрибуты, натюрморты, действие, экспрессию и декорации? Два яблока в компотнице, да рисунок обнаженной натуры поглощают все наши силы.
Мне думается, что в наше время тот, кто хочет серьёзно заниматься искусством и отвоевать себе в нем хоть маленькое, но своё место, или, по крайней мере, сохранить свою индивидуальность, должен стремиться к уединению. Слишком уж много кругом шума. Можно подумать, что картины делаются, как биржевые цены, в сутолоке стремления к наживе и что художники нуждаются в чужом уме и идеях соседа, чтобы что-нибудь создать, точно так же как дельцы нуждаются в чужих капиталах, чтобы заработать деньги. Вся эта суета горячит ум и искажает верность суждения.
Можно и совсем не выходить из дому: трёх старых кистей, воткнутых в суп из травы, вполне достаточно, чтобы написать пейзажи всего мира. Вот мой друг Закарьян. Он может работать хоть двадцать лет с одним орехом, ягодкой винограда и ножом, только меняя их места!
Нет искусства менее спонтанного, чем у меня. Что я делаю, это результат размышлений и изучения великих мастеров.
Нужно иметь высокое понятие не о том, что делаешь, а о том, что сможешь когда-нибудь сделать.
Революционеры? Не говорите этого. Мы как нельзя более принадлежим традиции. И, может быть, Тициан, садясь в гондолу, сказал бы мне несколько слов.
Только тогда, когда он уже не знает, что он делает, вынуждает художника делать хорошие вещи.
У всех есть талант в 25. Трудность состоит в том, чтобы иметь его в 50.
Часто говорят: многие плохие живописцы знали анатомию, а многие хорошие — не знали. Следовательно, анатомия не нужна. То же самое говорят о перспективе. Я отвечу им: нужно знать всё, но уметь пользоваться тем, что знаешь.
Практическая информация:
Культурный центр Эвагораса Ланитиса (Evagoras Lanitis Centre) находится на ул. Василиссис, возле лимассольского замка.
Выставка продлится с 10 декабря по 18 февраля
Будни (кроме понедельника): 10.00-13.00 и 16.00-20.00
Суббота и воскресенье: 16.00-20.00
Вход бесплатный
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
______________________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Свадебное агентство WedLux: организация свадьбы за границей на Кипре, официальная свадьба на Кипре, символическая свадьба за границей на Кипре, свадьба на природе, свадьба на берегу моря, проведение свадеб на острове, свадьба за границей недорого.