Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равенна,
У сонной вечности в руках
(с) Александр Блок
Век живи — век учись. Вот я например, до того, как полезла в путеводитель в поисках интересностей по пути из Милана в Умбрию, понятия не имела, что Равенна была западной столицей Византийской империи, и что там сохранились мозаики ничуть не уступающие мозаикам Константинополя, которые поразили нас в свое время в Софийском соборк и Монастыре Хора в Константинополе! При ближайшем рассмотрении, выяснилось, что Равенна — это просто кладезь искусства, истории и культуры первой величины. Этот город трижды был столицей: Западной Римской империи, короля Теодорика деи Готи, а также Византийской империи в Европе. В своих стенах и улицах Равенна хранит богатейшее культурное наследие мозаики начиная с пятого и шестого веков, а восемь памятников города были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, государством управляло сразу несколько императоров. При этом, Рим (а позже – Константинополь) считался «общей столицей», а фактические резиденции были в других городах. Выбор этих резиденций был обусловлен политической и военной целесообразностью.
Император Феодосий Великий разделил Империю между двумя своими сыновьями (в 395 году) Аркадием и Гонорием, последний, став Западным императором, поселился в Медиолане (современный Милан). Однако, в виду постоянных вторжений варваров, Медиолан перестал быть безопасным местом и даже подвергся осаде, потому императорский двор в 402 году переехал в более защищенную Равенну, которая с этого момента в течение более 70-ти лет до самого падения Западной Римской империи фактически оставалась столицей.
С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но и лучшие художники западной части римского мира. Ими был воздвигнут ряд памятников, отличающийся изысканным убранством.
К таким памятникам относится сохранившийся «мавзолей Галлы Плацидии», воздвигнутый в последней четверти V века.
Достоверно неизвестно, была ли похоронена императрица Галла именно в этом месте, но находящиеся в нем саркофаги и характер некоторых изображений свидетельствуют в пользу того, что это была не просто дворцовая капелла, а скорее всего — усыпальница императорской семьи.
Храм — сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри он обильно украшен.
Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных по окружности в несколько рядов. Все это выполнено на темно-синем фоне.
По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев, — они выдержаны в тех же тонах, что и звезды. И все это вместе создает впечатление некого ночного видения.
Небольшие окна заложены тонкими пластинами желтой яшмы, благодаря чему создается особый эффект мягкого свечения при прохождении солнечных лучей через пластину. Вероятно, это должно символизировать Божественный свет, который «просвещает всех».
В северном нижнем люнете расположен довольно распространенный для раннего христианства символический образ Христа – Доброго Пастыря. Спаситель представлен в образе юного пастуха, и только одежды императорских цветов (пурпур и золото) и крест вместо пастушеского посоха явно говорят, Кто перед нами.
Фигуры выстроены с учетом, что на них будут смотреть снизу, и потому пропорции преднамеренно несколько искажены – они расширяются кверху, что компенсирует зрительные искажения
Условия для съемки здесь сложные: помещение крохотное, и туда непрерывно идет огромный поток людей. Единственный источник света — это дверной проем и маленькие окошки. Толкаться мы не любим, поэтому вот еще фото снаружи))
Рядом с Мавзолеем расположена базилика Сан-Витале. Здесь находятся мощи покровителя Равенны, святого Виталия. Он жил в Александрии. Работая без устали, отдавал деньги публичным женщинам и тем спасал их от падения. Он не открывал братьям – монахам истинной причины посещений публичных домов и был ими глубоко презираем. Только после его смерти, когда на похороны пришли десятки благочестивых жен, покаявшихся блудниц, а тело св. Виталия не обнаружило признаков тления, монахи поняли силу любви и величие духа этого человека.
В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня
Но главное богатство базиликие- это ее мозаики! Конха апсиды украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов. Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.
Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой
Мозаичный портрет супруги императора Юстиниана Феодоры в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей. Перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви — золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое ожерелье. Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, лица остальных придворных дам стереотипны.
На склонах входной арки помещены 14 медальонов с полуфигурами апостолов и святых
Мозаика «Гостеприимство Авраама» : три гостя сидят на столом на котором лежат три хлеба, отмеченные знаком креста, Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины.
Жертвоприношение Авеля (слева)
Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца, поддерживаемого четырьмя ангелами, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными.
В конце 18 века купол ротонды и подкупольные ниши, ранее не имевшие украшений, были расписаны фресками.
Пол
А теперь перейдем к следующему памятнику с мозаиками — Базилика Сант Аполлинаре Нуово. Эта церковь является одной из самых древних в Равенне. Построена она была в начале 6 века королем остготов Теодорихом. Задумана была как дворцовая часовня. Сначала возведение церкви было посвящено Христосу Искупителю.
Есть данные, что Папа Римский Григорий Великий отдал приказ затереть все имеющиеся в храме мозаики, так как своим великолепием они отвлекали мирян от молитв. Спустя почти три столетия церковь была переименована в честь святого Аполлинария.
Базилика имеет три нефа, разделяемых колоннадой мраморных колонн (по 12 с каждой стороны) с коринфскими капителями и греческими буквами. Размеры базилики 42 на 21 метр.
Интерьер базилики пышно украшен ранневизантийскими мозаиками, расположенными в три яруса
верхний ярус — евангельские сюжеты (северная стена содержит 13 сцен евангельских чудес и притчей, южная — 13 сцен Страстей Христовых)
средний ярус — изображения пророков и святых
нижний ярус — процессии дев (северная сторона) и мучеников (южная сторона).
Очень красиво!
Уходить не хотелось!
Алтарь
Можно рассматривать каждую деталь
Я в следующем рассказе о Равенне обязательно напишу подробнее, как передвигаться по городу, где поесть и т.п. В этой части хотелось сконцентрироваться именно на мозаиках
Автор фотографий — Фотограф на Кипре, обработка моя
Рассказ о поездке в Италию. часть 1
Рассказ о поездке в Италию. часть 2
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux — Организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре: