Вернёмся опять в венгерский ноябрь. Так как осеннее озеро Балатон особого интереса из себя не представляло, а время у нас ещё оставалось, по дороге в Будапешт решено было заехать в Мартонвашар, в замок Брунсвик, который интересен не только своей архитектурой, но и тем, что связан с жизнью Бетховена.
Как это часто бывает, больше всего обычно впечатляет не то, на что настраивался. Так получилось и в этот раз. Мы были восхищены не замком, а прекрасным осенним парком.
Из практической информации вход в парк стоит 1400 форинтов (около 5 евро) , вход в музей – 640 форинтов ( около 2 евро)
На пустынной после турецкой оккупации земле заброшенной безлюдной деревни за два века до образования здесь крупного муниципалитета Мартонвашар, в 1730 году построил небольшое одно этажное имение представитель знатной венгерской династии Шандор Беницки.
Спустя 30 лет особняк был передан во владения графской семьи Брунсвик, представители которой в 1780 году расширили его и преобразовали в замок. Заслуга в закладке основ замка и последующего превращения его в настоящий шедевр архитектуры принадлежит отцу и сыну Брунсвик (они оба носили имя Антал), которые, сделав блистательную карьеру при дворе Марии Терезии и Иосифа II, со второй половины 1700-х годов привели к расцвету свое имение. Построенный первоначально в барочном стиле, замок, по всей видимости, был спроектирован известным венским архитектором Иосифом Таллером. Однако в 1800-е годы Брунсвик был сначала дополнен надстройкой, затем перестроен в стиле английской неоготики. Барочную церковь поместья построил пештский архитектор Йожеф Юнг
Представители рода прославились не только как выдающиеся государственные деятели, но еще и как основоположники венгерского Просвещения. Благодаря им замок Брунсвик стал не только одним из красивейших памятников архитектуры, но и центром культа Бетховена в Венгрии.
«Еще лежа в постели, я был полон мыслей о тебе, моя бессмертная возлюбленная, то радостных, то опять грустных… О Боже, почему надо расставаться, когда любишь друг друга? А между тем моя жизнь в Вене теперь хлопотлива – твоя любовь сделала меня одновременно счастливейшим и несчастнейшим из людей… Какая тоска и слезы по тебе – тебе – тебе – моя жизнь – моя все!»
Это письмо было найдено на следующий день после смерти Бетховена – в потайном ящике старого платяного шкафа вместе с портретом Терезы Брунсвик и некоторыми документами композитора.
Именно это письмо, не имеющее адресата, вызвало много споров и догадок исследователей. Почему послание находилось у автора? Не было отправлено или просто возвращено адресатом? И к кому обращено? Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных аристократок, и эти увлечения доставляли ему много страданий. Письмо к «бессмертной возлюбленной», кому бы ни было оно адресовано, обращено к женщине иного склада: оно пронизано уверенностью во взаимной любви и свидетельствует о том, что отношения между любящими возникли задолго до написания письма. …
Бетховен сблизился с Брунсвиками в Вене между 1796-1799 годами. Однажды весной двадцатипятилетняя Тереза приехала с матерью и младшей сестрой из венгерского фамильного имения в Вену и в течение шестнадцати дней брала уроки фортепианной игры у Бетховена. Он остался доволен своей ученицей: она была превосходная музыкантша и с детства публично выступала в Венгрии. Композитор сдружился также с ее братом Францем. Бетховен даже несколько раз приезжал к Брунсвикам, где его принимали как близкого человека.
До поры до времени Тереза занимала незначительное место в жизни Бетховена. Поначалу тот увлекался ее кузиной Джульеттой Гвиччарди. По одной из гипотез, именно там была сочинена «Лунная соната». Композитор посвятил её Джульетте. Однако Джульетта предпочла ему графа Галленберга, посчитав именно его талантливым композитором. О сочинениях графа критики писали, что в них можно точно указать, из какого произведения Моцарта или Керубини заимствована та или другая мелодия
Затем Бетховен увлекся родной сестрой терезы — Жозефиной, от которой, по мнению исследователей, у композитора была дочь Минона, рожденная уже в 1813 году.
А Тереза… «Она уже давно любила Бетховена, еще с тех пор, когда маленькой девочкой брала у него уроки игры на фортепиано, в первую пору его пребывания в Вене… В 1806 году он гостил у них в Мартонвашаре, в Венгрии, и там-то они и полюбили друг друга», – уточняет Ромен Роллан. Прошло время, и композитор словно другими глазами посмотрел на эту женщину, имевшую родственную ему душу.
«Как-то раз вечером, в воскресенье после ужина, – описывала Тереза те счастливые дни в своем дневнике, – Бетховен при лунном свете сел за рояль… Медленно, с какой-то таинственностью и торжественностью, стал играть «Арию» Себастьяна Баха: «Если хочешь сердце мне свое отдать, пусть меж нами это будет тайной…» Утром следующего дня мы встретились в парке. Он сказал мне: «Я сейчас пишу оперу… Всюду свет, чистота, ясность. До сих пор я был словно ребенок из волшебной сказки, который собирает камушки на дороге и не видит великолепного цветка, что расцвел рядом…»
В мае 1806 года я стала невестой Бетховена, имея согласие лишь моего горячо любимого брата Франца». «Какая загадочная причина, – пытается добраться до истины Р. Роллан, – помешала счастью этих двух существ, которые так любили друг друга? Быть может, недостаток средств, различие в общественном положении. Быть может, Бетховен взбунтовался, уязвленный слишком длительным ожиданием, к которому его принуждали, и унизительной необходимостью бесконечно скрывать свою любовь. Быть может, он – человек порывистый, больной, нелюдимый, – сам того не желая, мучил свою возлюбленную и мучился сам. Союз их был разорван, но, должно быть, ни он, ни она никогда не могли забыть этой любви».
Близкие люди Терезы считали, что брак не состоялся из-за нерешительности композитора. Но вполне допустимо, что препятствием явилось и противодействие аристократической семьи Терезы. Обладая глубокой и страстной натурой, Тереза мечтала о высоком предназначении. До 1806 года она выступала в светском обществе и славилась в венгерских салонах музыкальным талантом, прекрасной игрой, голосом и декламацией; одно время даже руководила оркестром. Но успехи светской дилетантки ее не удовлетворяли, она хотела большего.
Ее личная жизнь сложилась неудачно: она так и не вышла замуж, хотя очень хотела иметь семью, – то ли не встретила достойного человека, то ли помешал физический недостаток: из-за искривления позвоночника девушка слегка горбилась. В 1808 году Тереза осознала свое призвание. В Швейцарии она познакомилась с Песталоцци, известным швейцарским педагогом, первым организатором детских приютов, воспитательных заведений и интернатов для учителей. Она хорошо описала в своих воспоминаниях «маленького человечка, невыразимо безобразного, но обладающего небесной добротой, гигантской энергией и возвышающегося над всем вульгарным». В течение нескольких лет после этого она жила в имении сестры Жозефины, где воспитывала четырех ее детей, а потом всецело посвятила себя педагогике.
До самой смерти (она умерла в 1861 году, в возрасте восьмидесяти шести лет) Тереза работала в детских благотворительных учреждениях Венгрии, создав целую сеть детских садов и яслей для обездоленных ребятишек.
Под портретом Терезы, подаренным ею Бетховену, было написано: «Редкостному гению, великому художнику, прекрасному человеку. Тереза Брунсвик». «В последний год жизни Бетховена один близкий друг застал его с этим портретом в руках, он плакал, целовал его и по своей привычке говорил вслух: «Ты была так прекрасна, так великодушна, словно ангел!» Друг тихонько удалился; вернувшись спустя некоторое время, он увидел Бетховена за фортепиано и сказал ему: «Сегодня, друг мой, в лице вашем нет решительно ничего демонического». Бетховен ответил: «Это потому, что меня навестил сегодня мой добрый ангел» (Р. Роллан).
В 1820 Френсис Брусинвик начал строительство второго этажа, которое продлилось вплоть до1830 года. Небольшой особняк в стиле барокко превратился в роскошный дворец, выполненный в нео-классическом стиле. В этот же период был заложен великолепный сад с редкими породами деревьев и кустов. В 1875 году сын Френсиса — Геза Брусинвик украсил свою резиденцию декоративными элементами в стиле нео-готики, напоминающими бойницы и смотровые окна английских замков.
В 1893 году знаменитая графская семья была вынуждена продать замок. Так он перешел во владения эрцгерцогу Иосифу Габсбургу. Новый хозяин провел масштабный ремонт во дворце, однако спустя четыре года в 1897 году продал особняк Брусинвик известному в те времена фабриканту-пивовару Атале Дрехеру, который управлял комплексом вплоть до 1945 года.
Во время Второй Мировой войны в замке размещался военный госпиталь. В тот период замок понес огромные разрушения. Особенно сильно пострадал парк, который был практически уничтожен. Почти восемь лет после окончания войны замок простоял заброшенным.
А в 1953 году здесь обосновался Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Академии Наук Венгрии, который восстановил великолепный сад Брусинвика и организовал массовые туристические экскурсии. В этом же году замок Брусенвик приобрел почетный статус Национального заповедника Венгрии. В самом здании реконструкция была осуществлена лишь в 1970 году, после чего местные власти решили обосновать здесь мемориальный Музей Бетховена.
Если соберётесь в замок, обязательно отведите время на прогулку по парку, он действительно завораживает!
Венгрия: оглавление
Венгрия: сводный отчет о нашей поездке в ноябре
Венгрия. Первые Впечатления
Венгрия: рассказ о поездке в айфонофото
День первый
Осенние краски Венгрии
Сентендре
Вышеград: замок дракулы
Эстергом
День второй
озеро Балатон
Замок Брунсвик в Мартонвашаре
День третий
Будапешт, замок Вайдахуняд
Будапешт: Музей изобразительных искусств
День четвертый
Будапешт:прогулка
Ночной Будапешт.
_______________________________________________________________________________________________
Партнёры блога: Свадьба на Кипре с Wedlux
Организация символических, официальных свадеб и фотосессий на Кипре.